Данный праздник
представляет собой 24-часовым
почитанием Шивы – одного из богов
основной индуистской триады. Он
считается богом разрушения и одним
из важнейших божеств долины
Катманду.
Основным местом
празднования является комплекс
Пашупатинатх, где находится один из
важнейших на всем субконтиненте
храмов Шивы, известный как Золотой
храм. Пашупати – одна из инкарнаций
Шивы как покровителя животных. В
этой форме он выступает как
покровитель Непала, поэтому данному
празднику придается здесь особое
значение и в нем принимает участие
сам непальский король.
В течение всего года
Пашупатинатх посещают множество
паломников, садху, верующих и нищих.
Однако во время шиваратри
количество людей здесь исчисляется
тысячами. Из Индии и непальских
тераев уже за несколько дней
начинают прибывать целые автобусы
паломников, которые разбивают
палаточные лагеря неподалеку или
живут прямо на территории комплекса.
Священный день Шивы
начинается в полночь, но до восхода
солнца в окрестностях храма не
слишком много поклонников. Затем
состоящая из ярко разодетых и
разукрашенных садху, нищих и просто
поклоняющихся Шиве людей толпа
устремляется к Золотому храму.
Многие совершают особый ритуал,
заключающийся в протыкании языка
небольшим трезубцем (один из
основных атрибутов Шивы) и
подвязывании его к шее или иному
месту. Повсюду идет оживленная
торговля различными предметами –
от свертков для совершения пуджи,
состоящих из риса, цветов и фруктов
и заканчивая кухонной утварью.
Индуисты совершают обряд
поклонения священному лингаму,
находящемуся внутри храма, а затем
совершают омовение, порой
достаточно условное, в реке.
Королевская семья присутствует
днем на военном параде, который
заканчивается в ее честь салютом из
31-го ружейного залпа. А вечером,
когда основной ритм активности (особенно
ее музыкальная часть) на
Пашупатинатхе спадает, король со
своими приближенными посещает
Золотой храм.
С находящегося напротив
храма противоположного берега реки,
куда доступ открыт всем желающим,
можно наблюдать демонстрации
некоторых любопытных йогических
практик.
С наступлением темноты
холодает и основная масса
поклонников расходится, но вокруг
разжигаются костры и в некоторых
местах можно наблюдать различные
живописные сцены с участием садху
до самой полуночи, когда священное
время поклонения Шиве
заканчивается.
М. Воробьев
|